Навигация

Материалы по профилактики потребления наркотических веществ

     

     

    Профилактика жестокого обращения с детьми.

    2 слайд. Насилие – это повторяющийся цикл физических, словесных, сексуальных, эмоциональных и экономических действий по отношению                     к другому человеку, которые совершаются против его воли с целью обретения над ним власти и контроля.

             Насилие может проявляться в очень разных формах – от крика, оскорбления, социальной изоляции до рукоприкладства, сексуального насилия и даже убийства. Но в независимости от того, в какой форме оно проявляется – это все равно насилие и преступление.

     

    3 слайд. Насилие:

    • Насилие может быть двух типов: явное и скрытое.
    • По времени насилие делится на происходящее в настоящем                                  и случившееся в прошлом.
    • По месту происшествия и окружения происходит:
    • дома – со стороны родственников;
    • в школе – со стороны педагогов или детей;
    •  на улице  – со стороны детей или незнакомых взрослых.

    4 слайд. Виды насилия:

    1. Эмоциональное насилие (психологическое) - деструктивные модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

    2. Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку.

    3. Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

     

    5 слайд.

    Психологическое насилие – это форма насилия, которая может приводить к психологической травме: тревожности, депрессии, посттравматическому стрессовому расстройству.

    Это такой вид насилия, который может быть незаметен с первого взгляда, он не привлекает внимания окружающих, он может быть «тихим»,   но отравлять отношения ребенка и взрослого.

    Выделяют 5 основных форм психологического насилия: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование, развращение.

    1. Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признает право ребенка просить что-либо                                 от родителей.
    2. При Изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться даже контакты с другим родителем. У ребенка возникает впечатление полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.
    3. Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, регулярных обзывательствах, словесных унижениях, угрозах со стороны взрослого (в том числе, заявления отказаться от ребенка), что создает       у ребенка чувство страха, тревоги, и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой               со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц, которые взрослый рассматривает как заботу о ребенке.
    4. При Игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи                            со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психологической патологии родителя.
    5. Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или  прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптировнным.

    6 слайд. Физическое насилие  –  действия со стороны другого лица,                         в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой (телесные наказания, удары ладонью, пинки, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, применение палки, ремня и т. д).

    Признаки физического насилия у ребенка:

    • нервозность;
    • снижение успеваемости в школе;
    • неправдоподобное описание происхождения травмы;
    • чувство вины и стыда;
    • агрессия, аутоагрессия (самоповреждение);
    • эмоциональные нарушения.

     

    7 слайд.  Сексуальное насилие – это форма жестокого обращения с детьми, при которой взрослый человек использует  ребенка для сексуальной стимуляции.

    Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать                о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие                   у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.

    • слезливость и замкнутость;
    • беспокойный сон;
    • агрессивность и раздражительность;
    • проявление страхов, ночные кошмары;
    • нерегулярное посещение школы;
    • внезапное ухудшение успеваемости, проблемы с концентрацией  внимания;
    • недоверчивость, избегание друзей и приятелей;
    • физические проявления (повреждения половых органов и тканей, синяки, травмы, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль  в животе, горле, рвота без видимых причин).

    8 слайд.  Как уберечь ребенка от сексуального насилия:

    1. Объяснить, что принуждать к сексу – преступление, никто посторонний              не может трогать интимные зоны или прикасаться к телу.

    2. Научить ребенка говорить слово «НЕТ» любому неприятному смущающему жесту, действиям, прикосновениям. Научить словам отказа.

    3. Объяснить ребенку, что он не должен впускать в дом чужих людей, приглашать гостей, друзей без согласия родителей.

    4. Знать дружеское окружение ребенка, их родителей, адреса и телефоны.

    5. Быть чувствительными к любым изменениям в поведении подростка. Обратить внимание, если ребенок что-то не договаривает, появился тревожный сон, нервное или подавленное состояние.

    6. Научить не приближаться к чужой машине, не вступать в разговор                           с незнакомыми людьми, отказываться от их подарков, приглашений,               не  заходить с незнакомцами в лифт, подъезд, дом.

    7. По возможности встречать ребенка или быть с ним на связи, если                               он задерживается поздно вечером.

     

    9 слайд. По каким признакам можно выявить жертву насилия:

    • низкая самооценка;
    • «запуганный вид»;
    • повышенный уровень тревожности, раздражительности;
    • скрытость, недоверие, уход в себя, неразговорчивость;
    • чувство вины и стыда;
    • ухудшение внешнего вида (неопрятность);
    • склонность к суициду;
    • синяки, ссадины, следы укусов, ожоги, травмы;
    • потеря аппетита, обезвоживание.

    1. слайд. Почему дети молчат, когда подвергаются насилию?
    1. Часто дети воспринимают происходящее с ними как норму — это следствие комплекса жертвы. Ребенок привык к такому обращению: любая оплошность — удар или лишение.
    2. Когда угрожают родным, ребенок стремится их защитить, поэтому либо подчиняется, либо упорно молчит.
    3. Испытывают страх перед последствиями: станет еще хуже, меня накажут, увезут в детский дом или «мама расстроится, заболеет и умрет». Защищают обидчика, поскольку испытывают любовь, привязанность к нему. Ребенок будет скрывать от посторонних какие-то факты, которые могут негативно отразиться на родителях. Например, мама не ухаживает за ним: не стирает одежду, не кормит, игнорирует. Чтобы ее не наказали, ребенок молчит и никому не рассказывает о ситуации.
    4. Под гнетом вины дети берут на себя ответственность за происходящее. Стыдятся быть жертвой, ведь другие начнут их презирать, если узнают: я плохой, ужасный, все от меня отвернутся, поэтому лучше держать язык за зубами.
    5. Запускаются защитные механизмы психики: отрицание, диссоциация. Пытаясь отдалиться от травмирующей боли, ребенок убеждает себя в том, что ничего страшного не случилось, и он в безопасности.
    6. Не доверяют взрослым. Ребенок не знаком с доверительными отношениями и не ждет от взрослых ничего хорошего, поэтому относится к ним с опаской.
    7. Не знают, к кому обратиться за помощью и поддержкой.
    8. Из-за комплекса жертвы чувствуют свое бессилие и беспомощность.

       

    11 слайд. Как помочь ребенку избавиться от комплекса жертвы, чтобы избежать насилия по отношению к нему.

    • Научить брать ответственность за собственную жизнь.
    • Научить говорить «НЕТ».
    • Научить заявлять о своих потребностях, желаниях, интересах, недовольстве, любить и уважать самого себя.
    • Научить общаться и взаимодействовать с другими людьми.
    • Научить не осуждать, не винить себя и других, а разбираться                      в ситуации.

     

     

    12, 13 слайд. Как уберечь ребенка от насилия:

    1. Обсудить с ребенком вопрос о помощи различных служб (дать номера телефонов) в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

    2.  Дать ребенку ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

    3.  Воспитать в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах. Каждую трудную ситуацию не оставлять без внимания, проанализировать вместе с ним.

    4. Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Поддержать его.

    5.  Учить  ребенка предвидеть последствия своих поступков.

    6. Своевременно информировать ребенка по вопросам физиологического развития, полового воспитания, иначе он может получить дезинформацию от чужих людей или из непроверенных источников в Интернете.

    7. Дать возможность своему ребенку проговорить с вами трудную ситуацию, уделить ему необходимое время.

    8. Постараться разобрать ситуацию, из-за которой переживает ребенок, чтобы совместно найти варианты её решения.

    9. Не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

    14 слайд. Если ребенок пострадал от насильственных действий,
    необходимо объяснить, что:

    • он не заслуживает жестокого обращения;
    • у него есть право жить без страха;
    • его не осуждают за насилие, которое совершается над ним;
    • насилие со временем становится сильнее (если не предпринимать никаких действий) и является преступлением;
    • он не один  - есть люди, готовые поддержать его;
    • можно обратиться за помощью к специалисту: психологу, психотерапевту, в полицию и в медицинское учреждение.

    15 слайд. Ребенку, подвергшемуся любому виду насилия могут оказать  экстренную психологическую помощь:

    • Психологическая помощь по телефону Минздрава Удмуртии

    8 800 100 09 06.

    • Всероссийский Детский телефон доверия  8 800 200 01 22.

     

     

     

     

    Профилактика наркотической зависимости